Перейти к содержимому страницы.

Студенту

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

ПАВЛОДАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Профессиональная практика позволяет обнаружить реальные результаты научно-исследовательской деятельности, внедренные в образовательный процесс, инициировать их и развивать посредством исследовательского творчества, поиска новых педагогических технологий и средств обучения, обеспечивающих становление личности специалиста, способного к творческому профессиональному самоуправлению и развитию. Последовательная ориентация будущего учителя на приобщение к научно-исследовательской работе в процессе прохождения всех видов профессиональной практики способствует овладению классическими педагогическими и инновационными технологиями.

Профессиональная практика студентов ПГПУ проводится с 1-4 курс с постепенным усложнением деятельности студента в соответствии с целями обучения на каждом курсе профессиональной подготовки. Содержание профессиональной практики связано со специальностью будущего учителя.

Администрация ПГПУ, профессорско-преподавательский состав кафедр и руководство факультетов систематически ведет работу по расширению баз практики.

В качестве базы для проведения профессиональной практики обучающихся определяются организации, уставная деятельность которых соответствует профилю подготовки бакалавров (по специальностям) и требованиям образовательной программы, имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства профессиональной практикой и материально-техническую базу.

Базами учебных практик являются учебные заведения, учебные мастерские, лаборатории, опытные хозяйства, другие учебно-вспомогательные подразделения вуза.

Базой педагогической практики являются:

- дошкольные организации;

- общеобразовательные организации (начального, основного среднего, общего среднего);

- организации технического и профессионального образования.

Базами производственной практики являются организации соответствующие профилю обучаемой специальности (или родственные организации).

С целью формирования учителя новой формации и повышения качества подготовки выпускников вуза с 2014 года студенты 3-4 курса ПГПУ проходят инновационную практику в «Назарбаев интеллектуальной школой» химико-биологического направления г. Павлодара. Для студентов проводятся семинары по направлениям исследования, такие как «Action research», «CLIL», «Lesson study» «Approaches to Learning». Для более наглядного представления в организации работы с одаренными детьми проводится семинар с координаторами школы по одаренности и коучинг по развитию дивергентного мышления, и знакомство с ТРИЗ.

 

Установочная конференция в НИШ ХБ гПавлодара

    

 

   

 

 

  

 Студенты проводят свои зачетные уроки в НИШ ХБ г. Павлодара

 

Ежегодно студенты ПГПУ проходят различные виды педагогических практик в зависимости от курса:

-1 курс – педагогическая;

-2 курс- психолого-педагогическая;

-3 курс – учебно-воспитательная педагогическая;

-4 курс – производственная педагогическая

Руководители практик по кафедре очень тесно работают с заведующим практикой ПГПУ Байтанаевой М.А. и совместно с ней проводят следующие мероприятия:

-установочные и итоговые конфереции;

-круглые столы с участием студентов-практикантов, руководителей с базы практик, руководителей с кафедры;

-участвуют в различных мероприятиях, которые проходят на базе практик.

В период  практики студенты овладевают следующими умениями:

- учаться изучать личность школьника и коллектив воспитанников с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

- осуществляют текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (игровой, трудовой и учебной деятельности детей и т.д.);

- используют разнообразные формы и методы руководства познавательной деятельностью школьников, умеют ставить и решать образовательно-воспитательные задачи, собирают учебный материал, обоснованно выбирают и применяют организационные формы и методы обучения и воспитания и др.;

- умеют организовать коллектив детей на выполнение поставленных задач.

За время практики студенты учатся применять полученные в стенах вуза теоретические знания на практике, в школьном коллективе, в общении с учителями и учащимися. Учителя-предметники и руководители от кафедры оказывают помощь в планировании и подготовке уроков, подборе материала, проведении воспитательных мероприятий, дают ценные практические советы не только методического, но и психологического характера, что помогает студентам приобрести уверенность в себе как в будущем педагоге и классном руководителе, а также получить необходимый практический опыт.

Старченко Галина Николаевна – к.пед.н., доцент кафедры русского языка и литературы является очень ответственным и добросовестным руководителем, грамотным наставником для студентов, умеет привить у студентов любовь к выбранной профессии.

 

Студенты ОП 5В011800-Русский язык и литература со Старченко Г.Н.

 

Студенты ОП 5В010500-Дефектология проходят педагогические практики в специализированных организациях образования таких как: ГУ «СОШИ №1 для детей для детей с нарушение слуха и речи», ГУ «СОШИ №4», ГУ «Детский сад №14 г.Павлодара коррекционного типа для детей с нарушением речи», ГУ «Детский сад №26 г.Павлодара коррекционного типа для детей с нарушением речи», Реабилитационный центр «Самал». Это требует огромного труда и терпения от студентов-практикантов выбравщих эту специальность.

 

                                                        

Студенты ОП 5В010500-Дефектология

 Для освоения первичных профессиональных умений студенты 1, 2 курсов проходят учебную практику, основной целью которой является знакомство студентов с особенностями их будущей профессии. Учебная практика является одной из основных форм применения полученных знаний, решения профессиональных задач и организации самостоятельного исследовательского поиска студентов.

Данная практика организовывается в учебных мастерских, лабораториях, компьютерных классах и других учебно-вспомогательных подразделениях института, а также в школах, организациях, на предприятиях, в полевых условиях. Так, например, студенты ОП 5В011300, 5В060700 - Биология в летний период времени на учебную (полевую) практику выезжали на территорию поймы реки Иртыш Иртышского района, во 2-е отделение села Луговое.

В течении 11 дней студенты ОП 5В01300 "Биология" и 5В06700 «Биология», находясь на территории базы выполняли задания, предусмотренные программой практики по зоологии и ботанике, участвовали в экскурсиях, которые проводились преподавателями кафедры Общей биологии, проводили самостоятельные наблюдения в природе, выполняли групповые и индивидуальные работы.

 

   

Наблюдение за птицами

    

Наблюдения за гнездами птиц

Выставление ловушек Герро для отлова грызунов

Изучение строения и разнообразия рыб местных водоемов 

Студенты изучали домашних животных в селе Луговое. Сотрудники местной кроличьей фермы предоставили возможность практикантам ПГПУ провести программные исследования для написания научных работ.

 

Студенты на кроличьей ферме

В период практики силами преподавателей и студентов-биологов ПГПУ, а также при поддержке КГУ «Луговская общеобразовательная школа» в рамках Года Экологии был организован и проведен летний проект «Ecological school-2019». В данном проекте приняли участие 17 школ Иртышского района Павлодарской области. В проекте реализованы идеи сохранения природного наследия и привития любви к родному краю. Экологический форум делился на несколько разделов: «Экологическая викторина» (ответственный – профессор кафедры Общей биологии Тарасовская Н.Е.), «Коммерциализация экологических идей. Startup movement» (ответственный – преподаватель кафедры Общей биологии Клименко М.Ю.), Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых ПГПУ «Биоресурсы Иртышского района и перспективы их использования» (ответственный – преподаватель кафедры Общей биологии Кабдолов Ж.Р.). Летний проект проводился на трех языках – казахский, русский и английский.

По окончанию форума всем участникам вручили сертификаты, организаторы были награждены благодарственными письмами от Иртышского районного отдела образования.

Экологическая викторина

 

О реализованных в ПГПУ стартап проектах

    

Благодарственные письма

В соответствии с учебным планом для ОП 5В011300 - Биология учебная (полевая) практика у студентов 1 курса проходила в окрестностях города Павлодар. Для студентов были проведены экскурсии в окрестностях реки Усолка, дендрарий ДЮЦЭиТ (Детско-юношеский центр экологии и туризма), антропогенные ландшафты (садоводства г. Павлодар)

 

Детско-юношеский центр экологии и туризма

По итогам практики студенты под руководством преподавателей составили отчетную документацию, оформляли коллекции насекомых и гербарии растений. Весь собранный материал пополнит коллекцию кафедры, необходимую для практических и лабораторных работ в течении будущего учебного года.

    

  

 Итоговая конференция ОП 5В01300 "Биология" и 5В06700 «Биология»

В соответствии с академическим календарем студенты ОП 5В011600 - География прошли учебную (физико-географическую) практику на территории Баянаульского государственного парка с. Шонай. На практике отрабатывались теоретические знания по следующим дисциплинам: метеорология и климатология, топография, почвоведение, геология и геоморфология, гидрология, ландшафтоведение. После проведения метеорологических наблюдений была организована учебно-познавательная экскурсия по природным достопримечательностям и объектам культуры Баянаула (Кемпир тас, Найза тас, озеро Торайгыр, музей С. Торайгырова и др.). В ходе экскурсии были получены образцы воды и минералов с целью проведения гидрологических, геологических наблюдений за озером Торайгыр. Через перевал Жасыбай батыра была организована пешая туристическая прогулка по территории озера Жасыбай, где проводили метеоконтроль, гидрологические наблюдения за озером. В аудиториях ПМПУ в камеральный период была проведена обработка всех собранных материалов. Вновь проверены привезенные горные породы, образцы почвы, образцы воды. Собранные материалы были систематизированы и восстановлены.

 Экскурсия музей С.Торайгырова в селе Торайгыр

 Бригада №2 при выемке грунта. Окрестности Баянаула, село Шонай

Путешествие пешком из Баянаула через перевал Жасыбай батыра на озеро Жасыбай

Место захоронения Жасыбай батыр

 Участие совместно с Баянаульским ГНПП в очистке берега Сабындыколь

Проведение гидрологических наблюдений за озером и экскурсией на озеро Торайгыр

  

Камеральные работы в аудиториях ПМПУ

 

На итоговой конференции руководителями практики были озвучены выставленные оценки с пояснениями и дальнейшими рекомендациями.  

Данные виды деятельности, предусмотренные учебной практикой, соотносятся с такими видами будущей профессиональной деятельности, как научно-исследовательская и прикладная, и задачами профессиональной деятельности. Во время прохождения педагогической практики студенты регулярно отчитываются о проделанной работе руководителям практики, представляют промежуточные итоги работы.

По результатам пройденных практик проводились интересные и содержательные итоговые конференции с участием представителей школ и организаций, где студенты-практиканты представили свои презентации по итогам практики. Заслушивались отчеты студентов-практикантов, обсуждались итоги практик и отзывы администраций школ и других учреждений о результатах практик, делались выводы и предложения по совершенствованию, организации и проведению практик, которые учитываются при прохождении практик в будущем.

 

Отчётная документация студентов включает письменный отчёт, собранную картотеку. Требования к письменной документации изложены в Рабочей программе практики и Методических указаниях к ней. Помимо этого, могут быть представлены и творческие формы отчёта (видео-презентация, документальное представление результатов деятельности студента и др.)

О высоком уровне организации профессиональной практики свидетельствуют положительные отзывы и благодарственные письма от руководителей баз практик.

 

Профессиональная практика студентов очень важный этап подготовки будущего специалиста, ибо именно в ее процессе студенты получают необходимые умения и навыки будущей профессиональной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами студенты, во многом зависит результативность практики, а значит, и их подготовленность к профессии учителя.

Заведующий практикой Байтанаева Майра Амангазиевна